15 мая 2026, 18:29
Регулярное прикосновение к прекрасному может замедлять биологическое старение

Регулярное участие в культурных мероприятиях, таких как чтение, прослушивание музыки или посещение галерей и музеев, может замедлить темпы биологического старения. Это показали результаты нового исследования, проведённого учёными из Университетского колледжа Лондона (UCL).
В контексте исследования были проанализированы информация опроса и образцы крови 3 556 взрослых жителей Великобритании. Исследователи сопоставили участие людей в культурных и художественных мероприятиях с химическими изменениями в ДНК, которые влияют на биологическое старение, не изменяя при этом сам генетический исходник (эпигенетические изменения).
Оказалось, что у тех, кто чаще и в более широком спектре участвовал в культурных и художественных мероприятиях, темпы старения, судя по изменениям в ДНК, были ниже, а биологический возраст — меньше.
Эти эффекты были сопоставимы с теми, что наблюдаются при занятиях спортом. В частности, люди, которые занимались искусством хотя бы раз в неделю, старели около на 4 процентов медленнее по сравнению с теми, кто делал это редко. Аналогичный итог дали и еженедельные занятия спортом относительно полным отсутствием физической активности.
Эта связь была более выраженной у людей среднего и пожилого возраста (от 40 лет и старше) и сохранялась даже после учёта факторов, способных исказить результаты, таких как индекс массы тела (ИМТ), курение, уровень образования и доход.
Ведущий автор исследования, профессор Дейзи Фанкорт (Институт эпидемиологии и здравоохранения UCL), отметила: «Эти результаты демонстрируют влияние искусства на здоровье на биологическом уровне. Они служат доказательством того, что занятия искусством и культурой следует признать фактором, укрепляющим здоровье, наравне с физическими упражнениями.
«Наше исследование равным образом позволяет предположить, что участие в различных видах художественной деятельности может быть особенно полезным. Возможно, это связано с тем, что каждая деятельность задействует разные полезные для здоровья аспекты: физическую, когнитивную, эмоциональную или социальную стимуляцию».
Старший автор, доктор Фэйфэй Бу (Институт эпидемиологии и здравоохранения UCL), добавила: «Наше исследование впервые демонстрирует, что участие в искусстве и культурной жизни связано с замедлением биологического старения. Это дополняет растущий массив данных о положительном влиянии искусства на здоровье: известно, что занятия искусством снижают стресс, уменьшают воспаление и риск сердечно-сосудистых заболеваний — так же, как и физическая активность».
Исследователи использовали данные Британского лонгитюдного исследования домохозяйств (UK Household Longitudinal Study) — национально репрезентативной выборки, участники которой сдали образцы крови для оценки биологического возраста и темпа старения.
Оценка проводилась с помощью семи эпигенетических часов — тестов, изучающих возрастные изменения ДНК (метилирование ДНК). Каждые из семи часов измеряли метилирование (присоединение метильной группы к нуклеотиду) в разных участках генома. Два наиболее современных показателя — DunedinPoAm и DunedinPACE — позволяют оценить именно темпы старения, причём более высокие значения связаны с повышенным риском возрастных заболеваний. Было установлено, что как частота, так и разнообразие занятий искусством и физической активностью коррелируют с замедлением старения.
Например, для показателя DunedinPACE занятия искусством не реже трёх раз в год были связаны с замедлением старения на 2%, ежемесячное участие — на 3%, а еженедельная активность — на 4% по сравнению с теми, кто занимался искусством реже трёх раз в год. Этот разрыв в темпах старения сопоставим с тем, который в предыдущих исследованиях наблюдался между нынешними курильщиками и бывшими.
По другому тесту — PhenoAge, оценивающему биологический возраст, — люди, участвовавшие в культурной деятельности не реже одного раза в неделю, были в среднем на год моложе тех, кто делал это редко. Для сравнения: люди, занимавшиеся физическими упражнениями не реже одного раза в неделю, были в среднем чуть более чем на полгода моложе.
Читают сейчас

32 минуты назад
Глава Microsoft объяснил, почему ИИ не обесценит людей
Гендиректор Microsoft Сатья Наделла опубликовал в X программную статью о будущем компаний в экономике, которой управляет ИИ. Его основной вывод звучит так: чем мощнее становится искусственный интеллек

2 часа назад
Отчет KPMG про агентный ИИ создал текст ИИ. Он похвалил сам себя и наврал почти во всех ссылках
Аудиторская организация KPMG, одна из "крупный четверки", отозвала свой отчет о пользе агентного ИИ — после того как стало известно, что сам документ оказался наглядной демонстрацией главной проблемы

3 часа назад
Google отключил оператор inurl
Ранее Google ограничил количество результатов поиска по оператору site, а теперь полностью отключил и inurl — поисковый оператор, который позволял находить документы содержащие нужную последовательнос

3 часа назад
Вышло апдейт мультиплатформенного проекта RevPDF 4.5 — альтернатива Adobe Acrobat
13 июня 2026 года состоялся версия мультиплатформенного проекта RevPDF 4.5. Это маленький, бесплатный, работающий в автономном режиме редактор PDF-файлов с возможностью редактирования текста, скрытия

6 часов назад
Microsoft выпустила версию PowerToys 0.100.0
Организация Microsoft выпустила PowerToys версии 0.100.0. Выпуск содержит исправления и улучшения для нескольких модулей, а наиболее важные изменения касаются повышения производительности, уменьшения