Учёные рассказали, как нужно пить кофе, чтобы защитить свой мозг

3 мин
Учёные рассказали, как нужно пить кофе, чтобы защитить свой мозг

Учёные обнаружили, что употребление двух-трёх чашек кофе в день может значительно снизить риск развития деменции, однако употребление большего количества не приносит дополнительной пользы для мозга.

В рамках крупного исследования в течение 43 лет наблюдали за 131 821 американской медсестрой и другими медицинскими работниками, начиная с того момента, когда им было чуть за сорок. За это время у 11 033 человек — примерно у 8% — развилась деменция. Однако среди тех, кто употреблял кофе или чай с кофеином в умеренных количествах, вероятность развития деменции была заметно ниже.

Защитный эффект был наиболее выражен у людей в возрасте 75 лет и младше: у них риск развития деменции снижался на 35%, если они потребляли приблизительно 250–300 мг кофеина в день — приблизительно две-три чашки кофе. Стоит отметить, что употребление большего количества не давало дополнительных преимуществ.

Женщины, участвовавшие в исследовании, сообщили, что на момент включения в исследование пили около четырёх с половиной чашек кофе или чая в день, в то время как мужчины — приблизительно двух с половиной чашек. Те, кто пил больше кофе с кофеином, обычно, были моложе, но они равным образом употребляли больше алкоголя, курили и потребляли больше калорий — а эти факторы, как было установлено, повышают риск развития деменции.

Интересно, что у людей, которые пили больше кофе без кофеина, наблюдалось более быстрое ухудшение памяти. Исследователи полагают, что это, вероятно, связано с тем, что люди переходили на кофе без кофеина после появления проблем со сном, повышения артериального давления или нарушений сердечного ритма — все эти факторы сами по себе связаны с когнитивным снижением и деменцией.

Существуют веские биологические причины, по которым кофеин может способствовать поддержанию здоровья нашего мозга. Он действует путём блокирования аденозина — химического вещества, которое подавляет активность таких нейромедиаторов, как дофамин и ацетилхолин. Активность этих нейромедиаторов может снижаться с возрастом, а равным образом при таких заболеваниях, как болезнь Альцгеймера, поэтому стимулирующее действие кофеина может помочь противодействовать этому снижению.

Кофеин, по-видимому, действует и через другие механизмы, в том числе уменьшая воспаление и помогая регулировать метаболизм глюкозы в крови. У людей, которые не страдали деменцией, но на протяжении всей жизни выпивали более двух чашек кофе в день, наблюдался более низкий уровень токсичных амилоидных бляшек, которые в большом количестве обнаруживаются в мозге людей с болезнью Альцгеймера.

Кофе и чай также содержат множество других полезных соединений, обладающих антиоксидантным действием и благотворно влияющих на кровеносные сосуды, что в совокупности может защитить стареющий мозг.

Американское исследование показало, что только одна-две чашки чая обеспечивают наилучшую защиту от деменции, что, возможно, отражает тот факт, что в общем жители США пьют меньше чая, чем кофе. Зелёный чай не изучался отдельно, хотя большинство исследований указывают на то, что он равным образом защищает от деменции.

Почему при увеличении дозы кофеина его польза исчезает? Исследователи предполагают, что это может быть связано с тем, как наш организм расщепляет кофеин. Весьма высокие дозы равным образом могут нарушать сон и усиливать тревожность, что сводит на нет любую пользу для мозга.

Принцип, сформулированный ещё в 1908 году и популярный как закон Йеркса — Додсона, показывает, что при чрезмерном возбуждении — будь то в связи с беспокойства или из-за переизбытка кофе — наши умственные способности начинают снижаться.

Читают сейчас

Глава Microsoft объяснил, почему ИИ не обесценит людей

32 минуты назад

Глава Microsoft объяснил, почему ИИ не обесценит людей

Гендиректор Microsoft Сатья Наделла опубликовал в X программную статью о будущем компаний в экономике, которой управляет ИИ. Его основной вывод звучит так: чем мощнее становится искусственный интеллек

Отчет KPMG про агентный ИИ создал текст ИИ. Он похвалил сам себя и наврал почти во всех ссылках

2 часа назад

Отчет KPMG про агентный ИИ создал текст ИИ. Он похвалил сам себя и наврал почти во всех ссылках

Аудиторская организация KPMG, одна из "крупный четверки", отозвала свой отчет о пользе агентного ИИ — после того как стало известно, что сам документ оказался наглядной демонстрацией главной проблемы

Google отключил оператор inurl

3 часа назад

Google отключил оператор inurl

Ранее Google ограничил количество результатов поиска по оператору site, а теперь полностью отключил и inurl — поисковый оператор, который позволял находить документы содержащие нужную последовательнос

Вышло апдейт мультиплатформенного проекта RevPDF 4.5 — альтернатива Adobe Acrobat

3 часа назад

Вышло апдейт мультиплатформенного проекта RevPDF 4.5 — альтернатива Adobe Acrobat

13 июня 2026 года состоялся версия мультиплатформенного проекта RevPDF 4.5. Это маленький, бесплатный, работающий в автономном режиме редактор PDF-файлов с возможностью редактирования текста, скрытия

Microsoft выпустила версию PowerToys 0.100.0

6 часов назад

Microsoft выпустила версию PowerToys 0.100.0

Организация Microsoft выпустила PowerToys версии 0.100.0. Выпуск содержит исправления и улучшения для нескольких модулей, а наиболее важные изменения касаются повышения производительности, уменьшения